Мы не работаем в офисе уже давно. За это время мы выработали привычки, которые помогают оставаться осведомленными и продуктивными, находясь за тысячи километров друг от друга. Обойдемся без советов по типу «разделить задачи на более мелкие» или «придерживаться здорового распорядка дня». Всё нижеизложенное — субъективный опыт нашей команды, который не претендует на истину в последней инстанции. Будем рады, если он окажется вам полезен.
Привычка ежедневных планёрок сохранилась у нас на удалёнке. Сначала кажется, что ежедневные миты помогают контролировать работу команды. Но удалёнка — это не офис, сколько бы печенек не лежало в шкафу. Она требует самодисциплины и играет по другим правилам. На общих собраниях все отвлекаются, выключают микрофоны и нередко занимаются своими делами. Фронтенду неинтересно слушать рабочие успехи редактора, а дизайнеру рассказы о том, что там у бэкенда с авторизацией.
Чтобы оптимизировать этот момент, каждый отчитывается об успехах и планах отдельно. В ёмкой текстовой форме, которая дополняется коротким видеорассказом. Это помогает сэкономить время и быть в курсе дел.
От созвонов и встреч мы не отказались: их мы используем для общения, расслабления и поддержания дружбы. Это неоценимо.
К проектам часто присоединяются новые члены команды. Есть два плохих варианта помочь освоится новичку:
Оба варианта неизбежно приводят к повторным экзекуциям, поскольку на этом пополнение команды не заканчивается. Приходится тратить дни, отвечая раз за разом на одни и те же вопросы, а люди становятся единственным источником знаний о проекте. Особенно больно в истории, когда продукт-менеджер или СТО неожиданно покидают проект, а вместе с ними уходит и набор накопившихся знаний.
Мы ввели в должностную инструкцию ответственных лиц составление детальной документации по проекту. От того, как устроена работа в команде, до того, кому писать по поводу повышения зарплаты. Подобная база знаний позволяет экономить время на длинной дистанции и получать все ответы в одном месте. Особое внимание уделяется её структуре и плавности ввода в курс дел. Вкратце она содержит:
Сейчас я уверен, что все части продукта, над которым мы работаем, описаны, структурированы и детально разжёваны в одном месте. Это дает спокойствие и ускоряет ввод в работу новых сотрудников с 1 месяца до 1 недели. Я могу больше заниматься продуктом, а не тратить львиную долю времени на погружение людей в него.
Во время классического штурма мы сталкивались с одной и той же проблемой: все слушают, но не слышат других. Каждый в предвкушении развернуть свои мысли так быстро, будто ему срочно нужно в туалет. Каждый уверен, что его идея полезнее и важнее. Такое чувство, что это игра, где участники конкурируют за лучший ответ в погоне за миллионом рублей. Это снижает качество и количество идей, а некоторые и вовсе теряются в бесконечных митах.
Решение оказалось близко. Все берут время, чтобы размышлять наедине с собой. После мы созваниваемся и поочерёдно собираем мысли в общий пазл, где каждая из них комментируется. Идеи становятся ёмкими, завершёнными и интересными. Получают обратную связь от команды и позволяют объединиться, а не конкурировать.
Идеи — это круто. А ещё круче, когда они не заканчиваются на этом этапе. У нас часто случались ситуации, когда происходит штурм ради штурма. На выходе получаем идею ради идеи. На смену пришло правило: мы делаем А, потому что Б, чтобы на выходе получить В, а критерием оценки эффективности решения станет Х. Любая идея формируется в задачу и сразу же заносится в задачник. Спойлер: идей стало меньше 😀
Взяли за правило оставлять временной простор для размышлений и планирования. Обеспечивать команду возможностью обдумать идеи и планы без спешки. Правильно сформулированная задача — половина решения. Нам важно обозначить жизненный цикл проекта от начала до завершения, чтобы сформировать потребности продукта и цели. Несколько советов:
Мы ведём историю работы в текстовом виде — записи важных созвонов, цели, планы и мысли по проектам. Это позволяет легко вернуться к любому этапу работы.
Если не ограничивать чат, мы теряем важную информацию и сам результат обсуждения в потоке неструктурированного диалога. Ребята, которые не в сети, упускают возможность поучаствовать в работе. Ветки в Слаке проблему не решают.
Для нас чат — способ развлечься, обсудить рутину и согласовать время для встречи. Ничего больше. Важные дела, сбор обратной связи и обсуждения по проекту ведём внутри документов как ветку комментариев в Notion, Slite или Confluence, а вопросы и сложности по задачам — в таск-менеджере. Для задач используем Linear.
Каждый член команды — человек, у которого есть семья, дети или другие заботы. При удалённой работе нередко теряется связь между личным временем и работой. Иногда это осложняется разностью часовых поясов, что ставит необходимость регламентировать рабочее время отдельно для каждого. Обязательно сделайте это и постарайтесь не беспокоить товарищей без нужды в нерабочее время. Если задача действительно срочная, то описывайте её структурно и полностью в одном предложении.
Оплата всяких мелочей занимает много времени: от новых сервисов до каких-нибудь штук на стоках. Для некоторых ребят стрессом является сам процесс того, что надо кому-то писать, ждать ответа, согласовывать. Мы верим в то, что работаем со взрослыми людьми, которые относятся к ресурсам компании с умом. Поэтому завели по корпоративной карте каждому сотруднику и распределили лимиты, избавившись от сиюминутной отчётности за каждый платёж. Сотрудник сам заносит транзакции в таблицу с 2 полями: имя платежа и стоимость, а траты проверяются разом в конце месяца.
Хорошая сторона перехода на удалёнку — расширение границ найма и избавление от ненужных сотрудников. Становится проще распознать тех, кто вставляет костыли в рабочий процесс. Тот, кто не умеет контролировать себя дома, в большинстве своём и в офисе найдёт 1001 повод отодвинуть задачи в ящик пандоры.
В своё время нам это помогло сделать работу ясной, а мысли — завершёнными.
Какие-то части статьи могут показаться очевидными. Очевидные вещи, на наш взгляд, стоит повторять как можно чаще. Тогда они начинают работать. Надеемся, что этот материал будет полезен кому-то из читателей. Спасибо за потраченное время и до встречи :)